Ламповый хай энд усилитель своими руками. Профессиональное звуковое оборудование, усилители мощности, акустические системы профессиональные усилители - профиль аудио. Электронные компоненты предварительного усилителя

Все Мы в какой-то степени творцы и художники и для себя любимого ничего не пожалеем. Но разбираться в сложных технических конструкциях не всегда есть время и самое главное желание. Поэтому, эту малоприятную процедуру мы обычно пропускаем и надеемся на порядочность бренда. Однако в современной действительности не всё золото имеет блеск и есть возможность получить мало валентную бронзу.

Усилительная Hi-End Audio аппаратура, это отдельный класс изделий, который сложно оценить деньгами, так как в общий звуковой комплект вместе с усилителем входят - акустические системы и источник звуковых колебаний.

Совершенно очевидно - усилитель звукового сигнала является составной частью общей звукоусиливающей системы и его негативный вклад в звуковоспроизведение всегда можно списать на плохое окружение.

Многие дилеры известных фирм (предлагая свои изделия) сразу предупреждают - очень дорогой Hi-End усилитель мощности хорошо работает только с рекомендованными и очень дорогими акустическими системами и проводами. Следовательно приобретая высококачественный аппарат затруднительно оценить его реальный потенциал, так как 50% качества звука зависит от помещения прослушивания и психоэмоционального состояния человека, которое подконтрольно грамотному продавцу-психологу.

Мы изначально ощущаем восторг от новой и дорогой покупки, но в дальнейшем чувство привыкание порождает неудовлетворение, так как рядом появилась альтернативная вещь, которая как-бы чуть лучше. Вот это и есть та грань на основе которой построена вся рекламная компания (продажа дорогостоящей audio техники). И человек оказавшись в такой ситуации является заложником и потенциальным покупателем точно такой-же (по качеству усиления звука) только с другим логотипом аппаратуры - думаешь / купил новое / в реальном сравнении оказалось хуже старого.

В прошлом веке "родилась" электронная лампа и сопутствующие ей пассивные элементы - конденсаторы и резисторы.
Лампа - активный вакуумный усилительный элемент, имеющий определённый уровень усиления сигнала (коэффициент усиления). Транзистор - полупроводниковый аналог лампы.
Резистор - пассивный элемент ограничивающий усиление сигнала и токи, создавая падение напряжения (рабочую точку) на входе и выходе лампы.
Конденсатор - пассивный элемент пропускающий звуковой сигнал и отсекающий постоянный ток, а также фильтрующий и поддерживающий амплитуду постоянного напряжения. Однако, при включении источника питания значительная ёмкость накопительных конденсаторов спровоцирует скачёк тока, что создаёт дополнительные схемотехнические проблемы - .
Для работы лампы нужно подать постоянное напряжение на анод и с помощью катодного или анодного резистора отрегулировать нужное усиление сигнала. Всё - конструкция готова, это уже однотактный предварительный усилитель класса "А". Остаётся только изготовить блок питания - установить силовой трансформатор, выпрямительные диоды, фильтрующий конденсатор.
Точно также собираем оконечный каскад усиления на более мощной лампе, заменяя катодный резистор на выходной трансформатор, получается очень простая и надёжная схема с правильным звучанием. К сожалению, серийно выпускать такое изделие коммерчески невыгодно, так как небольшая выходная мощность и дорогие аудиофильные детали, без которых усилитель не выдаст достойный звук, не дадут возможности положить деньги в карман.

Рассматривая Hi-End усилитель как единое целое выходит, что все элементы схемы тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие одного из них приведёт к нарушению энергетических процессов.
Понятно - каждая новая деталь влияет на звук добавляя свой негативный призвук. А если детали нет, то нет проблем. Следовательно минимальное количество пассивных компонентов способствует улучшению качества звука, а реальный шум вносят ограничители энергетических ресурсов - резисторы . Резисторы сложно, но возможно заменить на активные элементы, которые воздействуют друг на друга слажено (один усиливает, другой стабилизирует подачу тока), это компенсирует общие негативные призвуки.
Решение установить дешёвые резисторы или более дорогие активные элементы принимает не конструктор, а маркетолог. В сухом остатке побеждает мораль - "чем дешевле, тем лучше". К сожалению, этот принцип прогрессирует и приводит к сокращению производства аудиофильных деталей. А тем временем китайцы занимают свободную нишу и гонят ширпотреб, а мы начинаем вспоминать, какой звук был раньше, за нормальные деньги.

Блок питания усилителя мощности обеспечивает энергией активные элементы схемы преобразуя и фильтруя переменное напряжение в постоянное. Скорость конвертации напряжения зависит от скорости работы силовых выпрямителей - диодов и здорово влияет на характер звуковоспроизведения. Естественно, применение высокоскоростных диодов есть необходимость, но их стоимость зависит от мощности и скорости.
Обычно производители не "парятся" с диодами и устанавливают самые дешёвые подходящие по номиналу тока и напряжения, что не позволяет активным элементам схемы полностью реализовать свои потенциальные возможности. Стоимость диодов - от 1 руб до 50$.

На фото представлены дорогие и достойные по всем техническим и не только параметрам диоды, на основе карбид кремния цена - 25$ за 1шт. Естественно, в серийных Hi End изделиях их нет.

Важным элементом блока питания является конденсатор, так как он обеспечивает мгновенную подачу импульсной энергии на усилительный элемент, что позволяет воспроизводить крутые фронты сигнала - музыкальную экспрессию. Конденсаторы подразделяются на электролитические, плёночные и бумажные.

(электролиты) имеют маленькие габариты большие ёмкости и копеечную стоимость, их работа осуществляется с помощью медленных ионных процессов, и их звучание зажатое и невыразительное.

На фото представлены добротные и относительно дорогие низкоимпедансных электролитические конденсаторы, которые также применяются в компьютерных материнских платах и видеокартах.

Отдельно отметим конденсаторы Sanyo OS-CON (фиолетовые) устанавливаются в видеоакселераторах самых престижных компьютерных фирм (сухой сепаратор - бумага с напылением серебра), это лучшие электролитические конденсаторы для подавления ВЧ помех в цифровых схемах. Недостатки - маленькие номиналы ёмкостей и высокая стоимость.

Плёночные и бумажные конденсаторы имеют высокие импульсные характеристики, широкий рабочий диапазон частот, низкое эквивалентное сопротивление, их характер звука зависит не только от проводника и диэлектрика, но и от индивидуальных особенностей - сложности технологического процесса изготовления, что гарантирует очень высокую стоимость аудиофильных плёночных конденсаторов , которая может достигать десятки и даже сотни долларов. Однако в серийных Hi-End усилителях мощности таких конденсаторов нет и быть не может, это подтверждает однотипное звучание усилителей разных ценовых категорий и их официальные схемы.

Совершенно очевидно, что конденсатор в аудио - это предмет прямой спекуляции, так как на рынке представлено много ценовых категорий (моржа) от 0.01цента до 500$ (и более). Именно стоимостью конденсаторов определяется себестоимость аудио конструкции по отношению к качеству звука (цена/качество звука).
Если известный производитель усилительной Hi-End аппаратуры установит только пару конденсаторов стоимостью 10$ за 1 шт, то у дилера появляется реальная возможность продать усилитель по цене дорогого автомобиля. Потому в современном аудио производстве затруднительно предположить, о существовании Hi-End усилителя с конденсаторами общей стоимостью около 200$.
В результате огромных затрат на рекламу и жажды наживы производителя - дилера, качество звука современных аудио изделий находится на уровне стоимости конденсаторов и не зависит от розничной цены аппарата, и от известности бренда.

Если говорить конкретно - Вы купили дорогой агрегат с качеством звукоусиления на уровне 200$, а остальные тысячи долларов ушли на оплату рекламы лейбла бренда.
Вот почему среди многих любителей качественного звучания бытует блудное мнение - все Hi-End усилители приблизительно одинаковые и приоритет в усилении звука отдают соединительным проводам , источнику и акустическим системам , забывая, для каких целей служит аудио аппаратура и кто действительно усиливает звук.

Аудиофильные плёночные и бумажные конденсаторы общей стоимостью 2000$.

В результате применения инертных электролитов потребитель (сам не зная того) находится в поисках не аппаратуры и качества звука, а аудиофильных конденсаторов. Но, устанавливая уникальные конденсаторы в "фирменное" изделие ничего хорошего не получишь, кроме новой головной боли. Дело в том, что общая схемотехника заточена под установку дешёвых и огромных по номиналу ёмкости электролитов , а бумажно-плёночные конденсаторы имеют маленькие ёмкости и большие габариты. Поэтому полный апгрейд может потребовать символическую сумму, много более миллиона долларов и корпус превратится в шкаф. Вот теперь мы подошли к ответу на вопрос, почему производители не устанавливают добротную бумагу и плёнку?

Стоимость четырёх плёночных конденсаторов (на фото один белый) равна цене всех электролитических конденсаторов. Из такого количество электролитических конденсаторов можно изготовить более 15 очень дорогих Hi-End усилителей. Из четырёх плёночных конденсаторов не сделаешь даже один предварительный канал усиления.
В наших однотактных гибридных усилителях мощности все каскады работают на бумажно-плёночных конденсаторах, а относительно большие (по номиналу ёмкости) электролитические конденсаторы установлены только в единственном месте - отдельный блок питания мощных выходных биполярных транзисторов, что и определяет оригинальность схемотехники.
Дело в том, что применяется технология питания маленькой ёмкости собственной разработки (VIRTUAL BATTERY POWER SUPPLY), где ёмкость бумажных и плёночных конденсаторов увеличена электронным образом. И звучание такого усилителя, даже на записи с мобильного телефона производит неизгладимое впечатление, при этом конструкция достаточно хорошо работает в любом помещении, с любыми акустическими системами.
Общая стоимость всех конденсаторов составляет 2000$.

Но, самое смешное начинается сейчас!
- кому интересны подробности пройдите по ссылке, а мы сразу к деньгам. Стоимость разных видов этих устройств начинается от 20 руб и заканчивается действительно уникальными 10000$, наверное есть дороже.
Красавцы на фото по 200$ - очень круто для современного изделия класса Hi-End.
Продавцы усилителя известного бренда, в котором установлен такой механизм, легко могут запросить 1/2 стоимости квартиры и это будет нормально.
Проще - на этой картинке видна хата. Вот, что спекулянт животворящий делает (Иван Барыга).

Откровенно говоря - нет смысла устанавливать регулятор громкости такого класса в современный дорогостоящий аппарат, ведь качество звука мало изменится (много раз проверено). Это обусловлено низкой чувствительностью схемы к качеству применяемых электродеталей , так как множественные обратные связи и многочисленные резисторы реально ограничивают скорость перемещения энергии, работает классический закон проводимости "Дяди Ома" - больше сопротивление меньше ток, т.е. подача энергии за единицу времени сокращается и создаётся дополнительное сопротивление для её перемещения. Как выход из положения - отказ от применения резисторов и общих обратных связей, но для этого надо включить голову, что сложно. Оттого всегда проще, скатать схему с учебника и для эксклюзивности ввести дополнительную местную обратную связь - это есть новые и современные технологии в Hi-End усилителях.

Для доказательства вышесказанного предлагаем - испытать серийный усилитель "Grimmi" на ваших условиях, с любым самым дорогим Hi-End усилителем. По результатам теста выложим откровенные видеофайлы, так чтобы всем было слышно и видно - кто действительно делает звук, а кто выпускает просроченные продукты жизнедеятельности.
Сомневающиеся, внимательно посмотрите видеофайлы, там представлен звуковой почерк усилителя "Grimmi" и сравните качество (сильно ужатой) записи со своими самыми лучшими оригиналами, сразу все сомнения развеются.

Высокое входное сопротивление и неглубокая ОС - основной секрет теплого лампового звучания. Ни для кого не секрет, что именно на лампах реализуются самые высококачественные и дорогие усилители, которые относятся к разряду HI-End. Давайте поймем, что такое качественный усилитель? Качественным имеет право называться тот усилитель мощности НЧ, который полностью повторяет форму входного сигнала на выходе, не искажая его, разумеется выходной сигнал уже усиленный. В сети можно встретить несколько схем действительно высококачественных усилителей, которые имеют право относится к разряду HI-End и совсем не обязательна ламповая схематика. Для получения максимального качества, нужен усилитель, выходной каскад которого работает в чистом классе А. Максимальная линейность схемы дает минимальное кол-во искажений на выходе, поэтому в строении высококачественных усилителей особое внимание уделяется именно этому фактору. Ламповые схемы хороши, но не всегда доступны даже для самостоятельной сборки, а промышленные ламповые УМЗЧ от брендовых производителей стоят от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов США - такая цена уж точно не по карману многим.
Возникает вопрос - можно ли аналогичных результатов добиться от транзисторных схем? ответ будет в конце статьи.

Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.

Первая версия такого усилителя была представлена на . Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.

Особенности схемы

Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..
Именно питание - особо важный фактор - крайне не советую питать данный усилитель от всевозможных блоков питания, оптимальный вариант аккумулятор или блок питания с параллельно включенным аккумулятором.
Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.
Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.

Второй - предназначен для раскачки выходного каскада, поставил КТ801 (раздобыл достаточно трудно.
В самом выходном каскаде поставил мощные биполярные ключи обратной проводимости - КТ803 именно с ними получил несомненно высокое качество звучание, хотя экспериментировал со многими транзисторами - КТ805, 819 , 808, даже поставил мощные составные - КТ827, с ним мощность на много выше, но звук не сравниться с КТ803, хотя это лишь мое субъективное мнение.

Входной конденсатор с емкостью 0,1-0,33мкФ, нужно использовать пленочные конденсаторы с минимальной утечкой, желательно от известных производителей, тоже самое и с выходным электролитическим конденсатором.
Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.
Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.
Сама плата - макетная. С платой пришлось долго повозиться, поскольку линии дорожек тоже оказывали некое влияние на качество звука в целом. Этот усилитель имеет очень широкий диапазон воспроизводимых частот, от 30 Гц до 1мГц.

Настройка - проще простого. Для этого нужно переменным резистором добиться половины питающего напряжения на выходе. Для более точной настройки стоит использовать многооборотный переменный резистор. Один шуп мультиметра присоединяем с минусом питания, другой ставим к линии выхода, т.е к плюсу электролита на выходе, таким образом, медленно вращая переменник добиваемся половины питания на выходе.

Вашему вниманию представляется усилитель с очень мягким, как ламповый усилитель звуком, но превосходящий ламповые усилители по другим параметрам (отношение сигнал/шум и нелинейные искажения).

Воспроизводимый звуковой диапазон: от 10Гц до 25кГц

Соотношение сигнал/шум: не ниже 92dB (не взвешенное)

Нелинейные искажения: 0,001%

Подтолкнуло меня к созданию такого усилителя, любовь к очень хорошему и качественному звуку.

Пересмотрев массу всевозможных схем, сделал небольшой набросок принципиальной схемы усилителя. Позже столкнулся с поиском хорошего по качеству звучания операционного усилителя, занял такой поиск микросхемы в интернете на тот момент около 2 недель.

Первое условие - этот операционный усилитель должен быть высоковольтным, второе - очень качественным по соотношению сигнал/шум. До этого я собирал неплохие усилители на отечественной элементной базе микросхемах К544УД2 и К574УД1, а также на мощных выходных транзисторах КТ818 и КТ819. На тот момент их параметры меня полностью устраивали.

Но с появлением на наших прилавках современной импортной техники (акустические системы) требования к такому усилителю стали намного выше, хотелось очень качественного звука, сравнимого по звучанию с ламповыми усилителями.

Итак, со всеми компонентами я определился, началась непосредственная сборка самого усилителя, а поскольку в то время я работал в сервисном центре, то и настройку со сборкой делал на работе в свободное от ремонта время.

Первый вариант усилителя выглядел так - это было только начало.

Поскольку на тот момент у меня еще не было ни корпуса, ни окончательно разведенных плат, устройство было собранно в коробке от упаковок ДВД проигрывателей. В таком виде оно проработало около месяца, и никаких казусов в работе не произошло.

После этого я плотно взялся за разводку печатных плат и вот что из этого вышло.

Ну и как выглядят платы промышленного производства

Схемотехника усилителя довольно проста в сборке и не содержит дефицитных элементов.

Все компоненты можно приобрести на любом радиорынке.

Классическое схемопостроение как входного, так и выходного каскадов, позволило выполнить очень простую в сборке схему усилителя и что немало важно нет никакой необходимости в его настройке. Да именно в настройке он не нуждается, поскольку в схеме нет регулирующих элементов подстройки токов покоя выходного каскада, системы термостабилизации и т.п.

Схема усилителя

После сборки усилителя необходимо после включения в сеть проверить на выходе усилителя постоянное напряжение, оно должно быть в диапазоне +20/ -20мВ, при этом вход усилителя нужно замкнуть на землю. Если это напряжение находиться в пределах нормы усилитель готов к работе, не забудьте только выпаять перемычку по входу.

На операционном усилителе собрана схема усиления по напряжению, с коэффициентом усиления приблизительно на 25. Транзисторы VT1, VT2, VT5, VT6, VT7 и VT8 включены по схеме ОЭ и выполняют функцию усилителей тока с коэффициентом 10.

На транзисторах VT3 и VT4 собрана схема термостабилизации самого усилителя, и они, как и выходные транзисторы также находятся на радиаторе. Если эти транзисторы не будут укреплены на радиатор, то усилитель мгновенно нагреется до температуры свыше 90 градусов.

Максимальная температура нагрева усилителя при нагрузке и длительной его эксплуатации составляла 70 градусов.

Катушка L1 содержит от 16 до 20 витков намотанные в один слой провода ПЭВ-2 1мм.

Конденсаторы С2 и С7 желательно использовать металлобумажные, а остальные многослойная керамика.

Транзисторы можно использовать импортные, подходящие по параметрам.

При определенных изменениях в схеме мощность данного усилителя можно поднять до 100Вт.

Ниже прилагается фото собранного усилителя

К сожалению, я не мастер по металлу и дереву, но вот что у меня из этого вышло.

Данный усилитель работает достаточно надежно уже на протяжении 8 лет и никаких проблем не происходило. Качество его звучания очень пристойное, где-то и превосходящее ламповые усилители по мягкости звука, не говоря о шумах и нелинейных искажениях самих ламповых усилителей. Да-да я не оговорился.

Были произведены сравнения по качеству звучания с такими моделями как NAD, Rotel, Arcam и Yamaha, данная схема усилителя превзошла все выше перечисленные модели по мягкости и качеству звука.

Схема, плата и описание прилагается в архиве здесь

Существует два варианта плат под левую сторону и правую сторону, в архиве находится только левая сторона разводки платы, разведены в программе Layout 5.0.

Если возникнут, какие либо вопросы пишите на мою почту.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатную плату

Данные отзывы написаны реальными покупателями усилителей в нашем магазине. Мы не публикуем фамилии клиентов из соображений сохранности персональных данных. Покупая у нас тот или иной товар, вы также имеете возможность добавить свой отзыв.

Усилитель приятно удивил своим звучанием по Bluetooth, учитывая его стоимость и функционал, ожидал от звука худшего, чем получил в итоге. Очень удобная вещь, если идешь по улице, слушая музыку с телефона или занимаешься своими делами, спортом и т д. Советую.

Впечатляет, мои Magnat заиграли. Очень музыкальный, отлично справляется с вокалом, фортепиано- как-будто в комнате играет. Интересная, красивая подача низких частот. Комната 15м2, ручка громкости на "2" из десяти. До этого слушал на ресивере Pioneer-711. Все супер.

Наконец-то это произошло, я собрал полноценную Hi-Fi систему. К CD проигрывателю Denon DCD-800NE присоединились усилитель Denon PMA-800NE и АС Monitor Audio Bronze 2. Теперь я услышал сам что значит "прозрачный звук". Даже на небольшой громкости отчётливо слышны все инструменты. Связка аппаратуры получилась удачная. Начиная со вскрытия упаковки, подключения аппаратуры и прослушивания любимой музыки на CD вау-эффект до сих пор остаётся. Усилитель цвета "Silver" очень стильно смотрится с АС цвета "Black Oak". Они у меня расположены на одной поверхности AV-тумбы. Мощности с избытком для комнаты 20 м2, слушаю музыку в положении регулятора громкости на 8-9 часов. Дальше уже не поднимаю, берегу покой соседей за стеной. Очень понравилась функция SOURCE DIRECT, отключающая тембр-блок. Здесь звук такой полноценный, что приукрашать его нет надобности. Приобретением этого усилителя полностью удовлетворил свои "хотелки". Спасибо Аудиомании за сервис.

Намедни приобрел Octave V40SE и не пожалел. Уж на что люблю ламповый звук, но тут и лампы есть, однако ж звук другой. Вот они, 4 подогретых баллона 6550, а будто слушаешь транзисторы. И всего-то прогрева 10 часов. А что впереди! Если можно, я бы назвал его транзисторным усилителем на лампах. Про конструкцию. Достаточно массивное шасси, все трансформаторы в задней части, закрыты металлическим кожухом. Вес тяготеет на заднюю часть, так что конусы Cold Ray я поставил на заднюю часть и посередине. Вполне сбалансировано получилось. В комплекте есть ХБ перчатки для установки ламп (идут в отдельной коробке) и салфетка. Это немец, и защитный кожух ламп в полной мере соответствует этому. Как забрало рыцарского шлема, он защищает лампы от возможных повреждений. Представьте себе тевтонского рыцаря. Он и есть. А ежели снять шлем (шестигранник в комплекте), так ничем не отличается от остальных, даже симпатичный. Всего две ручки на передней панели: слева переключение источника (и включение специальных режимов), справа громкость. Выбранный источник отображается зеленым светодиодом, с положением переключателя мало связан (позиционной точки на ручке нет), посему привыкайте к положению светодиода на дисплее. Правда надписи с боков дисплея тоже мало связаны со светодиодами. Подключение входов/выходов сзади вопросов не создает. Четыре входа RCA вполне достаточно для большинства пользователей. Единственное затруднение вызвало подключение колонок, т. к. напротив клемм у меня оказалась довольно широкая опора стойки, а вперед сильно усилитель не подвинешь. Есть выход предусилителя, на запись и вход фронтального канала при работе в составе домашнего кинотеатра (многоканального звука). Есть специальный разъем для подключения дополнительного блока конденсаторов для улучшения блока питания. Но в продаже не было, так что пока слушаю без него. Большим плюсом идет возможность установки широкого диапазона ламп (уж простите за язык) и простой подстройки тока покоя. Для этого есть 4 отверстия внизу дисплея и шлицевая отвертка в комплекте. По заявлению производителя, точность подстройки не хуже 0.3%! Этого вполне достаточно для обычного пользователя. Выудив из коробки ПДУ, подивился его весу. По ощущениям, грамм 200, и всего-то 2 кнопки громкости и 2 элемента питания ААА. Остальное корпус. Так что ежели Вам мешают наслаждаться сим аппаратом, смело кидайте пульт во врага. Если сразу не прибьете, так оглушите надолго. Шутка! А если взаправду, так почему к регулировке громкости не добавить переключение источников? Но нет. Хотите послушать винил после СД? Выполните минимальные физические упражнения! Про звук. Мне достался экземпляр с лампами 6550 и после настройки по инструкции он выдал такой интересный звук, что я срочно стал прослушивать старые, давно заученные альбомы. Четкий, динамичный. Качество записи выдает с потрохами. Поставил Высоцкого. Концерт в Северодонецке (CD32, MOROZ Records, 2000г). Как будто не на СД слушаешь, а на катушках того времени! Рихард Штраусс Also sprach Zarathustra, Op.30: Prelude (Sonnenaufgang) отыграл четко, может малость низов не дотянул. Фортиссимо выдал без нареканий, яркое и детальное. На Time Pink Floyd, в начале, где бьют часы, четко отслеживалась локализация каждых часов, в конце прелюдии хорошо прослушивалось вращение шестерней (в левом канале). Бас получился упругий. Отлично работает с СД и ЦАП, выскажет свое мнение (без прикрас) по винилу. Жанровых пристрастий я не заметил. Так что покупкой вполне доволен!

Посвящается тем, у кого есть свободное время

Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы (если не сказать образА) акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток – это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому? Купить динамик несложно, собрать корпус, пускай и не такой красивый – тоже, катушки и конденсаторы можно отечественные, аккуратно спаять 3 детали – и вовсе задача для ученика 10-го класса школы.

С учетом количества готовых модулей, которые предлагает Ebay, сделать хороший усилитель не намного сложнее. Чего там только нет: коммутация, защита АС, платы класса A-AB-D, регуляторы громкости на любой вкус, красивые корпуса, сделанные специально для аудио, ручки, ножки и трансформаторы – знай только соединяй. В следующей статье мы обязательно расскажем, как собрать свой усилитель, который не уступит большинству «брендовых» образцов стоимостью до 60-70 тысяч рублей.

Возможно, далее в тексте вы встретите незнакомые слова. К счастью, нам пришел на помощь неизвестный аудиофил и оставил ссылку на свой личный архив информации по акустике и усилителям, там есть реально ВСЕ и даже и больше, настоятельно рекомендуем к ознакомлению.

Из чего делать? Фанера, МДФ, ДСП, пластик, массив.

Мир видел много странных акустических конструкций, например, из бетона или шлакоблока. Все же самыми «востребованными» остаются вышеперечисленные пиломатериалы на основе древесины. Попробуем понять, какой из них «правильнее». Базовое правило – вне зависимости от выбранного материала не экономьте на его качестве, то есть цене.

Первым идет король современной Hi-Fi и Hi-End индустрии – МДФ, из него сделано подавляющее большинство колонок, как дорогих, так и дешевых. Причина проста – невысокая стоимость, удобство обработки и отделки, в том числе варианты с готовым шпоном, отсутствие ярких резонансов. При грамотном проектировании получение оптимального результата гарантировано. Рекомендуем к применению, больше сказать нечего.

Пластик – понятие очень растяжимое, его «авторитет» значительно подточен дешевыми китайскими подделками, хотя преимуществ у него не меньше, чем у любого другого материала. Проблему недоступной для любителя возможности отливать свои заготовки из желаемого материала – проходим мимо.

Хорошим материалом для изготовления корпуса акустической системы может служить ДСП . Пожалуй, главный его недостаток – множество проблем с отделкой, не важно, что вы решите: красить, шпонировать или обтягивать. У ДСП есть огромный плюс: если нужно сделать быстро и очень дешево, то можно использовать заводскую ламинированную плиту (ЛДСП). Добиться в таком случае высокой эстетики вряд ли получится, но цена и скорость оставят далеко позади всех остальных претендентов. Если сравнивать резонансные свойства материалов в разрезе пригодности для колонок – ДСП занимает первое место, хотя разница по сравнению с МДФ невелика.

Капризная, но неизменно желанная «матерыми аудиофилами» госпожа фанера . Фанера бывает нескольких видов – березовая, хвойная, ольховая, ламинированная. Почему капризная? Любую фанеру «ведет», то есть при высыхании лист изменяет свою геометрию, при пилении часто появляются сколы. Также это не самый простой для отделки материал, если вы хотите получить «глухой» матовый цвет без проступающих граней, текстуры, ребер. Причина для того, чтобы терпеть эти мучения, довольно спорная: по мнению «бывалых» только фанера дает то самое живое дыхание, которое «убивают» ДСП и МДФ. Наиболее мне непонятно желание сделать себе корпус из «живой» фанеры и «убить» ее слоями шпаклевки, грунта, краски, лака в попытке скрыть «страшные» стыки с прожилками (слоями фанеры), которые днем и ночью смотрят с немым укором на своего владельца. Куда предпочтительнее варианты специальной пропитки, хотя бы тем же «датским маслом», не так уж страшны эти темные «полосочки» на ребрах корпуса…

Что за нищебродство этот ДСП-МДФ? Может сразу из цельного дуба, да потолще!? Не спешите вставлять динамик в первое увиденное дупло. Вопреки ожиданиям массив древесины ценных пород не обогащает звук пропорционально вложенным деньгам, более того, даже требует дополнительного демпфирования по сравнению с более дешевыми материалами. Хотя его несомненные плюсы – это удобство отделки: если акустика собрана аккуратно, довести ее до симпатичного эко-вида не составит большого труда. Вместо увеличения толщины рекомендуется добавить (приклеить) с обратной стороны еще один лист менее резонансного материала, например, того же МДФ, сделать «сэндвич». Наиболее удачный вариант применения массива – это акустика типа «щит», где требуется красивая и тяжелая передняя панель.

Экзотика. Часто выбор обусловлен тем, что есть под руками. Подобно тому, как птица может виртуозно вплести в гнездо всякий мусор, так и меломан тащит все, что плохо лежит. Можно найти на просторах сети идеи, воплощенные из сантехнических труб, искусственного камня, папье-маше, футляров и корпусов от музыкальных инструментов, примитивных строительных материалов, товаров IKEA, и.т.д., и.т.п.

Куда вставлять динамик?

Основную задачу акустического оформления можно сформулировать простым языком приблизительно так: максимально отделить колебания, излучаемые передней стороной диффузора динамика, от тех же противофазных колебаний, излучаемых задней стороной диффузора. Идеальным акустическим оформлением с точки зрения учебника считается бесконечный экран, такой невероятно огромный щит, в который установлен динамик. Понятное дело, слова «невероятно огромный» не подходят ни к нашему жилищу, ни к заработной плате, так что инженеры стали искать способ «свернуть» этот экран с минимально негативными последствиями для звука. Так получилось все многообразие вариантов, некоторые снискали себе наиболее обширную славу в интернете, их мы и рассмотрим в данной статье.

Просто динамик или корпус без корпуса

Тяжело себе представить, что есть такой вид «акустики», но, листая ленту фотографий в pinterest по теме аудио, все чаще натыкаюсь на грозди 12-ти дюймовых динамиков, которые собраны вместе без всякого оформления и явно представляют собой законченный агрегат. Наверное, замысел автора пронизан следующей логикой: любой корпус портит звук, лучше акустическое короткое замыкание, чем деревянные оковы, но чтобы был хоть какой-то «низ», надо взять динамики с максимальной площадью диффузора, на которые только хватит денег. Если это ваш путь – без комментариев.

Щит и «широкополосник»

Говорят, те, кто попробовал лампу, широкополосный динамик и открытое оформление, никогда уже не возвращаются к традиционному, транзисторно-резиновому образу жизни. Описывать свойства щита занятие не благодарное, вся необходимая информация есть в архиве, а для самых ленивых – и на youtube, где подробно объясняют, что это за зверь и с чем его едят, например:

Наибольший плюс такой конструкции – простота изготовления. Нужен лист любимого материала и лобзик. Самый главный критерий, который будет влиять на итоговое качество звука – стоимость установленной динамической головки. Неутихающую народную славу снискал себе динамик 4а32, даже такие гранды, как fostex, sonido, supravox, sica или сам visaton B200, остались далеко позади. Поговорка «размер имеет значение» – вот лучшая математическая формула для щита (чем больше – тем лучше). Далее идут вариации щита, например щит, со свернутыми боковыми стенками, щит, у которого низкочастотный модуль сделан в виде ящика с фазоинвертором, и.т.п. Фирменная особенность звука – «воздушное» звучание с минимумом резонансов, при этом сравнительно высокое звуковое давление.

ПАС – панель акустического сопротивления

Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Получится ящик с задней стенкой, в которой сделано множество отверстий. Количество отверстий, их суммарная площадь в сочетании с объемом ящика будет определять степень демпфирования (сопротивления), уровень низких частот (чем меньше «дырок» – тем больше баса, но и больше «бубнежа»). Количество подбирается экспериментально, по вкусу.

Линейный массив излучателей, групповой излучатель (ГИ)

На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Думаю, вы уже видели колонки, каждая из которых состоит из большого количества одинаковых маленьких-маленьких динамиков, ну или не очень маленьких, кому как позволяет бюджет и жилое пространство:

По электрической схеме, головки включены последовательно, то есть «плюс» предыдущего подсоединен к «минусу» последующего, возможно комбинирование последовательно-параллельного соединения. Количество динамиков, собственно, тоже ограничивается только деньгами, здравый смысл, как правило, к этому моменту уже бесследно пропадает. Не подумайте обо мне ничего плохого, я пробовал такое извращение, мне даже понравилось, если есть возможность, настоятельно рекомендую собрать себе подобную конструкцию хотя бы ради интереса. Опять же, бюджет сего безобразия не очень велик, как правило, применяются отечественные динамики в хорошем состоянии, 5гдш, 8гдш, 4гд-8е, и.т.п.

Акустическое оформление – тот же щит или закрытый ящик, желательно хитрой формы, например треугольной. Одна из проблем, с которой предстоит столкнуться – высокое суммарное сопротивление, не всякий усилитель раскроет потенциал «массива». Серийные образцы, выпускаемые фабрично, имеют более сложные решения, динамики часто собираются в хитрые модули, добавляются фильтры.

Фазоинвертор, bass reflex port, резонатор Гельмгольца, он же ящик с «трубой»

Вот он – самый популярный вариант акустического оформления. Массовым становится самое выгодное по соотношению цена\получаемый результат, наш случай не исключение для данного правила. Для тех, кто не скачал архив неизвестного аудиофила, объясняем на пальцах. В трубе фазоинвертора есть некоторый объем воздуха, который зависит от его длины, он же «связан» с воздухом, который содержится внутри колонки. При удачной настройке длины трубы (не будем сходу погружаться в теорию) удается добиться более уверенного воспроизведения низких частот, чем просто в закрытом ящике. Если еще проще – с фазоинвертором получается глубокий бас. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала:

Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое. Динамики, которые подходят для такого оформления, называются «компрессионными», чаще всего имеют резиновый подвес и полосу частот, которая требует установки высокочастотного звена, твиттера или пищалки, то есть добавляется электрический фильтр. Выбор оптимального объема корпуса, его геометрии, точная настройка длины трубы имеют большое значение и не всегда соответствуют расчетным величинам. Ситуацию облегчает наличие в сети массы проектов, где авторы уже прошли тернистый путь и предлагают поэтапные инструкции с подробным описанием что, как, из чего надо делать. Впрочем, всегда находятся энтузиасты, которых не устраивает «готовое» и хватает упорства пройти своей дорогой. Недостатки фазоинвертора – «бубнеж» и «задавленная середина». Первое решается тщательным подбором формы, диаметра, материала и длины трубы; второе – добавлением отдельного среднечастотного звена. Верный путь к трехполосной акустике.

Обратный рупор TQWP и другие лабиринты судьбы

Чего только не придумали люди, чтобы усложнить путь колебаниям, идущим от обратной стороны динамика… Пожалуй, более всех отличилась фирма B&W со своими Nautilus, хоть памятник ставь этой морской раковине-мутанту. Но это гранды, а все, что можем мы, обычные аудиофилы, так это вспомнить свои ночные кошмары и поставить внутри прямоугольного ящика дощечки с гвоздями так, чтобы этому поганому звуку мало не показалось. Если серьезно – есть такие динамики, к которым оформление типа «фазоинвертор» не подходит, а щит не дает желаемого количества баса, от вида же сабвуфера что-то сжимается в животе. Тогда на помощь приходит обратный рупор или более сложный вариант – лабиринт. Для тех, кому интересно, как это работает, желаем приятного просмотра

Кто-то может возразить: обратный рупор – это не совсем лабиринт, отчасти мы можем согласиться, но что более достоверно – он ближе к лабиринтам, чем классический рупор:

Он напоминает о старом граммофоне. Как можно догадаться из названия, обратный рупор или лабиринт – далеко не самый простой вид акустического оформления, он требует хорошего понимания теории, точного расчета или хотя бы соблюдения заводских рекомендаций. Например, крупные фирмы-производители широкополосных динамиков, как правило, приводят в документации к своим динамикам пару вариантов чертежей корпуса.

Онкен, закрытый ящик (ЗЯ), рупор, пассивный излучатель и другие

Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список. Закрытый ящик почти всегда бубнит, под онкен тяжело подобрать динамик, рупор велик по размерам, сложен в изготовлении и расчете, пассивный излучатель неплохо работает, но в конструкциях любителей почему-то не прижился. Наверное, можно найти еще несколько редких видов или подвидов оформления, которые здесь не упомянули, что поделать, всего не охватишь.

Демпфирование, «набивка», «заглушка»

Корпуса готовы, что с ними делать дальше? Правильно, демпфировать. Можно разделить демпфирование на два вида: вибропоглощение и звукопоглощение. Для вибропоглощения хорошо подходят автомобильные материалы, мастики и специальные листы с клейким слоем, предпочтительней последнее. Со звукопоглощением наблюдается разброд и шатание, кому-то нравится войлок, кому-то шерсть, ватин, синтепон, прочее. Ответ достаточно прост – для разного эффекта, в зависимости от типа корпуса и частоты, которую хочется подавить, будет зависеть выбор материала. Заполнение звукопоглощающим материалом корпуса увеличивает его виртуальный объем, однако определить универсальную норму, на мой взгляд, невозможно.

Настройка кроссовера (разделительного фильтра)

Вы решили делать многополосную акустику. Нужен ли измерительный микрофон? Если это разовый проект, то нет, не нужен, достаточно иметь тестовую подборку треков и некоторый опыт для понимания, какое звучание можно назвать более правильным. Просто придется дольше перебирать детали пассивного фильтра, слушать и сравнивать, но в итоге результат будет именно такой, который нужен вашим ушам, помещению. Чуть легче дело обстоит с активными кроссоверами. Раньше их приходилось делать самостоятельно, травить и разводить платы, паять, очень муторный процесс, особенно если схема имеет приличную крутизну среза и регулировки, для трехполосной акустики – просто дикая штука. Благо сегодня достаточно просто зайти на ebay и выбрать вариант себе по карману, хочешь на операционниках, хочешь на DSP. Регулировать частоту, а иногда и крутизну среза (в особо редких случаях фазу), можно плавно хоть каждый день.

Финал

Иногда мне кажется, что ситуация в мире аудио напоминает легенду о Вавилонской башне. Когда-то, в далекие времена, когда нога Van Den Hul’a еще не ступала на землю, люди строили вместе один комплект домашнего стерео. Большие-большие колонки, не менее большой усилитель, а к ним тянулись толстые-толстые кабели. Увидел это некто свыше и ужаснулся – ну и дичь, хоть бы книжки почитали какие… Суровая кара постигла незадачливых аудиофилов, с тех пор они спорят до хрипоты, но так и не могут договориться, как надо делать колонки-усилители, вот каждый и делает свои, как может.

 
Статьи по теме:
Обзор смартфона ZTE Nubia Z17 mini: стильный карманный фотоаппарат
Каждый год на рынке появляются сотни или даже тысячи флагманов и обычных смартфонов. Выбрать что-то подходящее именно для себя непросто. Но есть марки, которым легко доверять, и смартфоны их производства можно купить без любых опасений. Компания ЗТЕ как р
Еще на шаг ближе к совершенству
Все что вы ожидаете от мобильного устройства – вам предложит модель коммуникатора HTC HD2. Сенсорный большой дисплей 4,3 дюйма по диагонали, операционная система Windows Phone и мощный 1 ГГц процессор – это быстрый ответ на даже легкое прикосновение пал
Чем отличаются процессоры i3 i5 i7
Остановить свой выбор: Core i3, Core i5 или Core i7, не волнуйтесь, в этой статье мы расскажем о преимуществах и недостатках этих процессоров и поможем сделать правильный выбор. Архитектура Во первых, важно объяснить, что такое архитектура и маркировка
Как подключить услугу Голосовая Почта на МТС
Очень интересна услуга оператора МТС «Голосовая Почта ». Этот сервис позволяет оставлять голосовые сообщения абонентам, которые вам звонят. Происходит это в ряде установленных случаев: когда телефон выключен или вне зоны покрытия сети, когда занято, когда